Конкурс "Новый учитель - Новой школе - 2014"

Эссе "Мое будущее в педагогической профессии"


"Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем"

Конфуций.

Профессия учителя одна из самых важных и ответственных профессий в мире. С небольшим преувеличением ее можно назвать "матерью профессий". Ведь изначально именно учителя вкладывают ребенку первые установки того, кем он станет в будущем. Только в школе, в учебных процессах создается такая атмосфера, где ребенок получает необходимые навыки, умения, формируются разные способности, которые становятся основой будущей его жизни.


"...новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки – всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа.

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней".

А.В. Луначарский

Как часто мы задумываемся о будущем? Знает ли школьник, кем он станет через пять лет, после окончания ВУЗа? Уверен ли студент, что выберет своей профессией ту специальность, которой он обучался? Возможно, среди множества молодых людей встречаются такие, и я надеюсь, что их большинство. Однако, к их числу я не принадлежу…

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда мы выбираем его сами, ставим цель и, как локомотив, на всех парах стремимся к ней, снося на своем пути даже железобетонные заграждения. Иногда будущее крадется незаметно, маленькими неслышными шагами. И мы не успеваем заметить, как и когда изменилась окружающая нас действительность. И очень часто будущее не просто входит, оно врывается в нашу устоявшуюся повседневность.

Так было и со мной. Я выбрала профессию педагога случайно, неожиданно для самой себя. Тогда возникает резонный вопрос: а не жалею ли я о своем выборе? И я отвечу честно, без намека на лукавство – нет, не жалею!

С самого детства моим любимым вопросом было "Почему?". И сейчас, каждый раз заходя в класс, я слышу тот же вопрос, только задаю его уже не я, а мои ученики. И это, наверное, мое первое яркое впечатление о школе в роле учителя.

Размышляя о своем профессиональном предназначении, я периодически задаю себе вопросы: "Я – учитель? Какой я учитель? Могу ли я называть себя настоящим учителем?" Я уверена, что без поиска ответов на эти вопросы не может быть развития.

Сегодняшний школьник должен обладать не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Для любого педагога – честь вырастить человека, обладающего такими способностями и качествами!

И сегодня я готова поспорить с Блезом Паскалем, великим французским математиком, которому принадлежат слова "Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали". В современной школе первоочередной задачей педагога как раз является воспитание порядочности, ответственности, чувства патриотизма школьника; развитие коммуникативных, познавательных и творческих способностей.

Роль педагога заключается в том, чтобы предоставить детям выбор и показать путь к тем вершинам, которые им по силам преодолеть, стать проводником в сложном процессе успешного формирования личности ребенка. Я считаю, что при любых обстоятельствах учитель должен уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Изо дня в день нужно строить отношения с детьми, принимая их полностью и не стремясь переделать под себя. Для того, чтобы показать ребенку, в каком мире он может жить: любящем, справедливом, учителю необходимо обладать дальновидностью. Ребенок, взрослея и развиваясь, складывает мир из кусочков паззлов, которые ему показывают окружающие: семья, друзья, учителя. Я стремлюсь показать детям самое яркое и лучшее, из чего может складываться их дальнейшее будущее.

Мир меняется, меняется общество, меняются технологии. Но ни в какой школе, ни сегодня, ни в будущем обучающая техника не заменит живого контакта с учителем. Никакой самый совершенный робот не добьется взаимопонимания с учениками. Педагог будущего должен быть личностью. И еще он должен помнить, что каждый мальчик и девочка, сидящие в классе за партами, вырастут человеком и гражданином. А какими они станут – это зависит от его личностных и профессиональных качеств.

Каждый из нас индивидуален. И так будет всегда. Как сейчас, так и в будущем учитель должен уметь находить подход к каждому. Поэтому я стремлюсь стать другом и наставником для каждого ученика в отдельности и для всего класса в целом. Моя главная задача – помочь детям стать гармонично развитыми личностями.

Профессия учителя – это «вечная молодость», ведь нас окружают дети, и мы должны жить и дышать как они, чтобы понимать их в полной мере. Мне кажется, этого легко добиться, если знать основной принцип – нужно знать все ответы на любые вопросы детей.

Сегодня я могу сказать: "Я – учитель!". Это стало моим призванием, теперь это мой жизненный путь. Путь, по которому я иду только третий год, но я не собираюсь с него сворачивать. Иногда, только на мгновение, я останавливаюсь, чтобы оглянуться назад и подумать, что может ждать меня впереди. Во мне живет великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству.

В заключение хотелось бы процитировать Сократа "Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних" – этими словами должен руководствоваться каждый учитель.

Я нашла свое призвание – это и есть мое счастье.