Конкурс "Учитель года"

Эссе "Я – учитель"


Судьба порой играет с нами в прятки,

Порой напоминает о себе.

Не бойся: не сложны ее загадки,

Решишь их ты, приблизившись к мечте…


Как часто мы задумываемся над тем, что нас ждет в будущем? Какими мы будем? Будем ли мы полезны этому миру, оставаясь при этом верными своим принципам и убеждениям, своим мечтам? Не пожалеем ли мы о том, что выбрали именно этот путь как единственно верный?

Судьба и мечта… Какие далекие, но в то же время близкие друг другу слова. Следование мечте – путь, который под силу каждому человеку. Путь особенный. Неповторимый. Для каждого он свой. И именно этот путь мы зовем "судьбой".

Как удивительно устроен человек! Во всем ему "хочется дойти до самой сути". Хочется знать свою судьбу наперед. Проблема лишь в том, что каждый человек и есть хозяин своей судьбы. Он, и только он волен ею распоряжаться. И лишь тогда, "когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе", - считает Паоло Коэльо.

"Как причудливо тасуется колода!"… Как ни странно, но именно эту фразу я вспоминаю всякий раз, когда меня спрашивают о том, почему я стала педагогом.

Итак, для того, чтобы выбрать будущую профессию, мне пришлось определиться с тем, что же я делаю "с радостью и удовольствием". Ответ не заставил себя ждать: больше всего на свете я люблю читать и путешествовать. Открывать что-то новое, ранее мне не известное, и делиться этим с окружающими – это то, что всегда привлекало меня. Безумно интересно узнавать о том, как и откуда все появилось и почему все происходит так, а не иначе. И где, как ни в школе, можно совместить два этих понятия в одно целое.

Итак, моя судьба – школа. Мое призвание – учитель. Осознать, что именно в этой профессии я смогу реализовать себя, мне помогла моя бабушка. Именно она и была моим первым учителем. Нет, она не учитель начальных классов. Она учитель географии. И глядя на нее, на то, какое удовольствие она получала от преподавания, "загорелась" и я.

С чего же все началось? Для этого нужно вернуться в раннее детство, в библиотеку имени Горького. Именно сюда в один из летних дней меня привела бабушка. Это величественное здание больше напоминает музей. Благоговейная тишина, которая царит внутри него, вызывает чувство трепета и восхищения. И вот тогда приходит осознание того, что ты находишься в необыкновенном месте: в хранилище духовного, исторического и литературного наследия великого народа. Стройными рядами стоят стеллажи, на полках которых можно найти книгу на любой вкус.

"Книга – это ключ, правильно подобрав который, ты сможешь найти ответ на любой интересующий тебя вопрос", – бабушкины слова, как заклинание, на всю жизнь отложились в моей памяти.

С тех пор много воды утекло. Теперь я уже не школьница, восхищенно озирающаяся по сторонам, готовая открыть дверь в огромную страну знаний, а Учитель, открывающий эту дверь.

Сейчас в библиотеке мне хочется найти ту книгу, которая поможет мне ответить на вопрос "Как учить?". И вот передо мной огромный стеллаж с незамысловатым названием: "Педагогика". Десятки авторов, которые посвятили себя тому, чтобы понять, чему и в какой форме лучше учить детей. Казалось бы, что может быть проще: изучай и внедряй. Только, как показывает практика, не всегда удается донести до учеников все, что рекомендуют теоретики, обобщить все знания, полученные из литературы.

Я никогда не забуду свои первые уроки. Испуганные глаза учеников, которые ждут от тебя какого-то чуда. В руках конспект урока. И пусть он заучен накануне наизусть, сейчас тебе кажется, что ничего не помнишь. И в этот момент понимаешь, что именно сейчас, с этой секунды, ты должна начать писать свою книгу. Никто не знает, какой она будет и сколько ты будешь ее писать. Но уже есть название: "Моя педагогическая философия". А для названия первой главы вполне подойдет вопрос: "Каким должен быть настоящий учитель?". И огромный список: мудрый и внимательный, понимающий и искренний, знающий и умеющий передать свои знания…

А какой же учитель я? Помимо этого "стандартного" образа педагога, я нарисовала свой портрет учителя. Во-первых, это человек с железным характером: он имеет железные нервы, железное терпение (ни в коем случае не срываться на детях! Быть всегда спокойным!), железную волю (не жаловаться на жизнь и на судьбу, быть стойким! Ведь если ты сдашься – что тогда будет с детьми?). Во-вторых, это человек с широкой душой и открытым сердцем, ведь если ты не способен выслушать, понять другого человека, если равнодушен к чувствам окружающих, если пройдешь мимо чужой боли – тебе не место среди учителей. Вы спросите, как человек может одновременно обладать железным характером и чутким сердцем? Какое противоречие! Но разве в каждом из нас не совмещены порой парадоксальные, несовместимые качества?.. Учитель – человек одновременно сдержанный и душевный, стойкий и эмоциональный, требующий и прощающий, серьезный и верящий в лучшее.

Учитель – человек с твердой гражданской позицией. Ну, уж здесь, возразите вы, никакой двойственности быть не должно! Но не все так просто. С одной стороны, Учитель – патриот, прославляющий родную землю и твердо и последовательно проповедующий идеалы своей страны. С другой стороны, педагог воспитывает в детях уважение к другим народам и культурам и их достижениям, формирует осторожность и взвешенность в их оценивании. Без уважения к другим нациям истинного патриотизма не существует.

Таким мне представляется портрет настоящего Учителя. Более того, я знакома с таким Учителем. Это директор школы, в которой я работаю – Тарасова Раиса Алексеевна. Четыре года назад я зашла к ней в кабинет с заявлением о приеме на работу. Она увидела во мне желание учить детей и учиться самой. И я благодарна Раисе Алексеевне за шанс проявить себя, который она мне предоставила.

Определившись с личностью учителя, скажу несколько слов о своем видении профессиональных качеств педагога. По шкале трудности учебных предметов в соответствии с требованиями действующих санитарных правил физика занимает лидирующее место. А для большинства учеников "сложно" ассоциируется со "скучно". Но я считаю, что не бывает скучных дел – бывают скучные подходы к их выполнению. Мне кажется, что педагогическое мастерство как раз и заключается в умении увлечь учеников работой, пусть даже самой скучной и кропотливой.

Каждый новый день несет мне радость открытий: общение с детьми, возможность делиться с ними своими мыслями и опытом, знаниями и умениями, открывать необычное в обыденном, пытаться разглядеть простое в сложном, отыскать интересное в скучном, и, конечно же, постигать непостижимое. Именно этому я стараюсь научить своих учеников на уроках физики. А еще я учу их помнить, помнить о вкладе советских ученых в российскую и мировую науку, о достижениях наших соотечественников. И в качестве своего педагогического кредо я не случайно выбрала слова Конфуция: "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем".

Я хочу, чтобы содержание моей профессиональной деятельности имело продолжение в памяти, умах и сердцах моих учеников, а ученики изменяли бы мир, делая его более светлым, добрым и счастливым.

Именно это желание побудило меня два года назад участвовать в районном конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов "Новый учитель – Новой школе". Много новых идей, новых методов и приемов обучения, работы с родителями я почерпнула у своих коллег. Именно тогда я поняла – выбранный путь правильный. И я не собираюсь с него сворачивать.

Я – учитель! Это и есть мое счастье, моя жизнь.


Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС" (презентация)
Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках физики в соответствии с требованиями ФГОС" (пояснения к слайдам)